В течение марта 2023 г. в рамках методического сопровождения и оказания адресной помощи административным и педагогическим командам школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты, были проведены тренинги с педагогами по командообразованию и профилактике эмоционального выгорания.
Цель тренингов: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.
Всего в тренинге приняли участие 65 человек (в том числе директора, завучи, педагоги-предметники, учителя начальных классов, педагоги-психологи) из ОО с низкими образовательными результатами.
В рамках методического диалога с педагогами были рассмотрены вопросы предотвращения возникновения симптомов профессионального выгорания.
Анализируя данные, полученные в ходе тренинга по проблеме «профессионального выгорания», можно выделить основные задачи психолого-педагогической работы по предупреждению феномена в образовательных организациях:
- формирования навыков конструктивного поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях;
- создание положительного отношения к профессиональной деятельности через рефлексию и формирование жизненных ценностей;
- развитие профессионально важных качеств (наблюдательность, оптимизм, находчивость, целеустремлённость, тактичность, креативность и др.);
- развитие индивидуального стиля педагогической деятельности;
- развитие профессиональной компетентности.
Также стоит отметить, что профилактическая работа должна иметь индивидуальный и групповой характер.
Индивидуальная работа будет эффективна для молодых педагогов. Основной целью индивидуальной работы должно стать осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде.
Групповая работа должна осуществляться со всеми педагогическими сотрудниками образовательной организации, иметь не менее 10 психолого-педагогических занятий и нацелена на профессиональное развитие, самосовершенствование и обмен педагогическим опытом.
Скорость профессионального выгорания у педагогических работников зависит от сложности их профиля и контингента, с которым они работают, а также от уровня эмпатии педагога. Поэтому необходимой составляющей профилактики профессионального выгорания является личностная психологическая подготовка педагогического работника, формирование стрессоустойчивости профессионала и навыков высокоэффективного профессионального копинг-поведения и управления эмоциональным состоянием.
Целесообразно использование методов, основанных на невербальной активности, например — арттерапию и музыкотерапию. Арттерапия является действенным механизмом психологического коррекционного воздействия. Её основным принципом является переструктурирование сложной ситуации с помощью творческих способностей педагога. Музыкотерапия — одна из старейших и действенных форм воздействия на эмоции человека. Механизмы терапевтического действия музыкотерапии: катарсис, эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи среди коллег. Наряду со специализированными средствами психологического воздействия целесообразно включать и универсальные, направленные на саморегуляцию текущего психического состояния педагогов, достигших различных стадий синдрома профессионального «выгорания» и снятие негативных последствий стрессовых состояний, например с помощью посещения «комнаты психологической разгрузки». При этом могут быть использованы следующие техники: медитация, визуализация, снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности педагогического работника, способы регуляции психофизиологического состояния.
Баракина О.С., педагог-психолог «ГБУ ДПО Похвистневский Ресурсный центр».