“Русский язык – самый простой предмет” – так привыкли думать многие выпускники. Ну а как же иначе? Ведь русский язык мы учим с 1 класса, постоянно говорим и пишем на нем. Важно понимать, что пользоваться русским языком в повседневной жизни ≠ быть способным успешно сдать экзамен.
Изменения 2023 года это подтверждают, ведь появились задачи повышенного уровня сложности.
Русский язык претерпел значительные изменения: задания стали сложнее, а цена ошибки возросла.
- Изменён порядок заданий 1—3
Изменение порядка заданий 1-3 упрощает работу с текстом, делает ее этапы более логичными: от подбора подходящего по смыслу слова до стилистического анализа.
- Изменена формулировка и система ответов задания 2
Теперь это задание с множественным выбором. Если раньше от учеников требовалось выбрать верное лексическое значение одного слова, то теперь — соотнести лексическое значение 5 слов с их значением в тексте.
Было:
3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ОСНОВА, -ы, ж.
- Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная основа конструкции.
- Источник; главное, на чем строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
- мн.ч. Исходные, главные положения чего-нибудь. Основы экономических знаний.
- В значении предлога с родительным падежом: опираясь на что-нибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного пункта. Действовать на основе инструкции.
- Существенный признак того, по которому распределяются явления, понятия. Единая основа классификации.
Стало:
2 В тесте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
- ЖИВОЙ. Легкий, занимательный, выразительный. Живое изложение.
- СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка. Из рабочей среды.
- МИРИТЬСЯ. Терпимо относиться к чему-нибудь. Мириться с неудобствами.
- ОСНОВА. Источник; главное, на чем строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
- КЛЮЧ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом.
Задание из демоверсии ЕГЭ 2023
- Изменена формулировка и система ответов задания 4
Теперь это также задание с множественным выбором. Если раньше от учеников требовалось выбрать одно слово с неверным ударением, то сейчас — несколько. Задание усложнилось, больше нельзя использовать метод исключения, который в большинстве случаев помогал выпускникам выбрать правильный ответ.
4 Укажите варианты ответов, в которых верно выделено буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- туфлЯ
- понЯв
- дОнельзя
- корЫсть
- Оптовый
Задание из демоверсии ЕГЭ 2023
- Изменена формулировка задания 9
Теперь задание аналогично номерам 10–12. Если в прошлом году старшеклассникам требовалось знать лишь типологию безударных гласных в корне слова, то теперь нужно разбираться в орфографических нормах и заучивать правописание слов-исключений и слов с непроверяемой гласной в корне. Задание однозначно стало сложнее.
Было:
9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
- гимнаст, завершить, прикосновение
- этикета, тревожиться, происходить
- возникновение, нежнейший (шёлк), побледневший
- гористый, вишнёвый, передавать
- передвигаться, изложение, минеральный
Ответ: _______________________________
Стало:
9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда попущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- заг..релый, непром..каемый, к..мендант
- оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)
- укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный
- посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить
- бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..реть (поссорившихся)
Ответ: _______________________________
- Изменены критерии оценивания заданий 8 и 26
Вместо 5 и 4 максимально возможных баллов соответственно по 3 балла за каждый из номеров. Изменение системы оценивания заданий 8 и 26 означает, что количество ошибок, попадающих в определенный диапазон, будет оцениваться одинаковым количеством баллов. Если раньше ученик, допустивший в задании 8 1 ошибку, получал за него 4 балла, а допустивший 2 — 3, то теперь они оба получат по 2 балла. Тот, кто решает эти задания на большее количество баллов, оказывается в невыгодном положении. Выход: учиться решать оба задания на максимум
- Изменены правила оценивания сочинения
Теперь максимальный балл по критерию К2 (комментарий к проблеме исходного текста) составляет 5 , а не 6. Это означает, что ученики больше не могут получить дополнительный балл исключительно за указание характера связи между примерами-иллюстрациями. В работе должен быть представлен ее анализ. Комментируя сформулированную проблему, ученику нужно пройти обратный авторскому мыслительный путь, увидеть аспекты проблемы и проследить их взаимосвязь.
Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической ошибки. Теперь наличие фактической ошибки, связанной с пониманием текста, не ведёт к потере всех баллов по критериям К1–К4. При этом максимально возможный балл по К2 снижается с 5 до 2. Нормы стали мягче.
- Снято ограничение на максимальный объём сочинения
Раньше существовало ограничение в 300 слов для сочинения, теперь же нет верхней границы допустимого количества слов.
- Обновили орфоэпический словник и словарь паронимов, на основе которых составляются задания
Это значит, что выпускникам надо знать еще больше правил постановки ударения в словах и различий в парах паронимов. Например, теперь в заданиях могут попасться слова адресат–адресант, будний–будничный и тд.
- Снизился максимально возможный первичный балл
Теперь выпускники могут получить не 58, а 54 первичных балла. Это значит, что каждый первичный балл будет значить еще больше, цена ошибки возросла.
- Появились задания повышенного уровня сложности
Раньше в ЕГЭ по русскому языку все задания были базового уровня. Теперь заданиям 3, 21 и 26 присвоен повышенный уровень сложности за счёт расширения языкового материала. Это значит, русский язык перестал быть исключительно базовым экзаменом.
ВЫВОДЫ
– Для учеников изменение первичных баллов будет означать, что цена ошибки увеличится. Высокобалльникам потеря одного первичного балла может стоить 3-4 вторичных.
– Перераспределение баллов (-3 в тестовой части и -1 в сочинении) увеличивает «вес» сочинения. Количество выставляемых за него баллов — это 44% от всей работы. ЕГЭ становится более аналитическим. Для учеников, которые рассчитывают на высокий балл, это значит, что нужно уделять больше времени второй части экзамена, учиться работать не только с содержательным, но и с формальным аспектом текста, обращать внимание на приемы, которые использует автор, для передачи своей мысли и воздействия на читателя.
– В 2023 году средний балл ЕГЭ по русскому языку станет меньше. На это повлияет изменение системы перевода из первичных баллов во вторичные и необходимость адаптироваться к новому формату заданий.
К публикации подготовил методист А.А. Краснов