Задачей современной школы является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.
Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.
Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.
Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей. Рассмотрим особенности данных понятий применительно к урокам русского языка.
Учебная проблема отражает логико-психологическое противоречие процесса усвоения учебно-научной информации, которое на уроках русского языка создается преимущественно в связи с определением закономерностей правописания и применением грамматических категорий и форм.
Проблемные ситуации возникают при условии создания учителем различных противоречий, наличия недостатка у учащихся информации, восполняемого «ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда учитель при объяснении оставляет < > ”пространство” для мысли». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
На уроках русского языка можно выделить следующие типы проблемных ситуаций:
- Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
- Противоречие между житейскими представлениями учащихся и научными понятиями о фактах.
- Выдвижение гипотез, формулировка выводов.
- Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, побуждения их к нахождению верного ответа можно использовать следующие приемы:
- анализ языковых фактов;
- выявление условий выбора орфограммы/ пунктограммы;
- сравнение фактов и явлений нового материал с ранее изученными и др.
Виды проблемного обучения правильнее всего различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения: «научное», практическое и художественное творчество.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса.
Дидактическим (внешним) показателем проблемного урока является его комплексность, синтетичность. Сущность синтетичного урока заключается в том, что повторение пройденного, как правило, сливается с введением нового материала, происходит непрерывное повторение знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях, что характерно для проблемного урока.
Список использованной литературы
- Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы [Текст] / В. Т. Кудрявцев. – М. : Знание, 1991. – 80 с.
- Лернер, И. Л. Проблемное обучение [Текст] / И. Л. Лернер. –М. : Знание, 1974. – 267 с.
- Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] : книга для учителей / М. И. Махмутов. – М. : Просвещение, 1977. – 240 с.
- Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. – М. : Педагогика, 1975. – 368 с.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения [Текст] / В. Оконь. – М. : Просвещение, 1968. – 123 с.
- Перова, Т. Ю. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи : учебно-методическое пособие для учителей-словесников/ Т. Ю. Перова. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2009. – 85 с.
К публикации подготовил методист А.А. Краснов