Работа с отстающими обучающимися по русскому языку

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ – это работа со слабоуспевающими обучающимися. Слабоуспевающими принято считать тех, кто имеет слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что  такие  учащиеся в школах существуют.

В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью обучающихся и повышения качества знаний две стороны: проблема предупреждения неуспеваемости и проблема ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Неуспеваемость обучающихся порождается многочисленными и разнообразными причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием которых является неуспеваемость школьников, должны быть направлены усилия всех учителей.

Работа с отстающими обучающимися предполагает обязательный индивидуальный подход к школьнику, а также индивидуальные задания отдельным детям. Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу. Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему школьнику. Поэтому эти задания должны быть невелики. Например, небольшая карточка из дидактического материала.

В каждом классе, как известно, встречаются школьники, имеющие серьёзные пробелы в знаниях и навыках. Эти обучающиеся испытывают большие трудности в работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя на уроке.

Первое, с чего начинается индивидуальная работа – это изучение обучающихся, пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических особенностей и т.д.

Задача учителя – изучить индивидуальные особенности обучающихся и оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом. Организуя индивидуальную работу со школьниками, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы школьник постоянно чувствовал своё продвижение вперёд.

Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего, постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса у, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.

Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых исключительных случаях.

Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Ценным в этой форме организации индивидуальной работы обучающихся по русскому языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой работе также не является трудоёмкой для учителя. Индивидуальная дополнительная работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а учителю – проверять. Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны.

Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех обучающихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из них какое задание предложить, решается тоже с учётом их индивидуальных особенностей.

Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя классную или домашнюю работу, школьники обычно воспринимают орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не удивительно поэтому, что даже успевающие учащиеся допускают ошибки в слуховых диктантах на данное правило. Работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти обучающихся.

  Индивидуальный подход к обучающимся осуществляется и при подготовке к контрольной работе.

  К индивидуальной работе со школьниками необходимо приступать с самого начала учебного года. А занятия после уроков проводить только тогда, когда ученик много пропустил или не понял материала.

    Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками

  1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
  2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
  3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых школьник отсутствовал по той или иной причине.
  4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
  5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» обучающихся обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими  понимание учебного материала, стимулировать вопросы школьников при затруднениях в усвоении нового материала.

Материал к публикации подготовил методист А.А. Краснов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.