Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ – это работа со слабоуспевающими обучающимися. Слабоуспевающими принято считать тех, кто имеет слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что такие учащиеся в школах существуют.
В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью обучающихся и повышения качества знаний две стороны: проблема предупреждения неуспеваемости и проблема ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Неуспеваемость обучающихся порождается многочисленными и разнообразными причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием которых является неуспеваемость школьников, должны быть направлены усилия всех учителей.
Работа с отстающими обучающимися предполагает обязательный индивидуальный подход к школьнику, а также индивидуальные задания отдельным детям. Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу. Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему школьнику. Поэтому эти задания должны быть невелики. Например, небольшая карточка из дидактического материала.
В каждом классе, как известно, встречаются школьники, имеющие серьёзные пробелы в знаниях и навыках. Эти обучающиеся испытывают большие трудности в работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя на уроке.
Первое, с чего начинается индивидуальная работа – это изучение обучающихся, пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических особенностей и т.д.
Задача учителя – изучить индивидуальные особенности обучающихся и оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом. Организуя индивидуальную работу со школьниками, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы школьник постоянно чувствовал своё продвижение вперёд.
Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего, постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса у, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.
Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых исключительных случаях.
Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Ценным в этой форме организации индивидуальной работы обучающихся по русскому языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой работе также не является трудоёмкой для учителя. Индивидуальная дополнительная работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а учителю – проверять. Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны.
Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех обучающихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из них какое задание предложить, решается тоже с учётом их индивидуальных особенностей.
Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя классную или домашнюю работу, школьники обычно воспринимают орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не удивительно поэтому, что даже успевающие учащиеся допускают ошибки в слуховых диктантах на данное правило. Работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти обучающихся.
Индивидуальный подход к обучающимся осуществляется и при подготовке к контрольной работе.
К индивидуальной работе со школьниками необходимо приступать с самого начала учебного года. А занятия после уроков проводить только тогда, когда ученик много пропустил или не понял материала.
Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками
- При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
- По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
- Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых школьник отсутствовал по той или иной причине.
- В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
- В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» обучающихся обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы школьников при затруднениях в усвоении нового материала.
Материал к публикации подготовил методист А.А. Краснов