Методические рекомендации педагогам по составлению индивидуальных образовательных маршрутов

Инновационный характер педагогической деятельности придает ориентация педагога не только на передачу знаний, но и на формирование личности обучающегося, его социализацию и творческое развитие. Профессиональное развитие педагога предполагает повышение его профессиональной компетентности.

В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить:

  • овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС СПО;
  • освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития обучающихся;
  • развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, зоны ближайшего профессионального развития каждого обучающегося;
  • развитие умений использования разных форм сотрудничества с родителями.

Ожидаемым результатом реализации данных направлений выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций.

Одной из технологий профессионального развития профессиональной компетентности педагога служит индивидуальный образовательный маршрут, который:

  • создает условия для реализации педагогом непрерывного самообразования;
  • позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

Что такое «индивидуальный образовательный маршрут педагога»?

Индивидуальный образовательный маршрутэто структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.

Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:

  • изменения, происходящие в образовании;
  • запросы и потребности участников образовательного процесса.

Основополагающими моментами индивидуального образовательного маршрута являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как профессионала.

Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества ОУ.

Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент.

В организационном контексте индивидуальный образовательный маршрут реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как профессиональное самообразование, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе ОУ:

  1. Самообразование педагога предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального, прохождение курсов повышения квалификации.
  2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ (методических объединений, творческих, рабочих и проблемных групп), на уровне образовательного учреждения, региона.
  3. Участие в методической работе на уровне ОУ предполагает корпоративное обучение. Оно осуществляется в традиционных и интерактивных формах методической работы, организованной методистом для всего коллектива ОУ или определенной адресной группы педагогов.

Кроме того, индивидуально организуется методическая работа педагога в рамках разработки методической темы самообразования.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его учащихся и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся; возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута;

организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Алгоритм разработки ИОМ педагога предусматривает:

  • й этап. Диагностике и самодиагностике предшествует выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности.

Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС СПО, а также запросов работодателей и родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально­личностный потенциал педагога.

  • й этап. Составление на основе полученных результатов ИОМ.

На втором этапе необходимо:

  1. Разработать и фиксировать в карте индивидуального образовательного маршрута программы конкретных действий по реализации задач профессионального развития.
  2. Определить пути решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте индивидуального образовательного маршрута.
  3. Определить условия для достижения результатов:
  • курсы повышения квалификации;
  • посещение семинаров и открытых мероприятий;
  • изучение опыта работы педагогов-мастеров;
  • анализ Интернет-ресурсов;
  • консультации методистов на уровне ОУ, районных и городских методических объединений;
  • участие в экспериментальной инновационной деятельности, в проблемных, рабочих, творческих группах; наставничество;
  • участие в психологических тренингах и т. д.

Наиболее эффективным является составление индивидуального образовательного маршрута на межаттестационный период с пошаговым планированием на каждый учебный год.

  • й этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута предполагает осуществление педагогической деятельности по составленному плану:
  • обязательно анализируются, обобщаются и систематизируются промежуточные результаты за каждый учебный год;
  • составляются отчеты, данные которых представляются и обсуждаются в педагогическом сообществе ОУ;
  • коллегиально принимается решение о трансляции педагогического результатов на уровне образовательного учреждения и других уровнях;
  • на основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и коррективы в карту индивидуального образовательного маршрута.
  • й этап. Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.

Для оценки привлекаются эксперты: коллеги-педагоги, руководители ОУ, социальные партнеры, родители.

Важным моментом выступает самоанализ педагогом своей деятельности.

При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, её научно-теоретическое и практическое значение, степень освещённости данного вопроса в литературе.

Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).

Формы самообразования педагога

  • индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог;
  • групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.

В ИОМ отражаются следующие направления деятельности:

  1. Профессиональное направление (предмет преподавания):
  • изучение ФГОС СПО, профстандартов, уяснение их особенностей;
  • изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований;
  • разработка рабочих программ по своим дисциплинам, ПМ в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
  • знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет;
  • плановое повышение квалификации на курсах;
  • плановая аттестация;
  • профессиональные публикации;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства.
  1. Психолого-педагогическое направление (ориентированное на обучающихся и родителей);
  • изучение и систематизация методической, педагогической и психологической литературы;
  • повышение педагогической квалификации, самоанализ и переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения.
  1. Методическое направление:
  • периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности;
  • создание банка лучших разработок уроков, интересных приёмов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий;
  • совершенствование структуры самоанализа урока;
  • внедрение в учебный процесс новых форм оценивания знаний обучающихся;
  • представление опыта работы через открытые уроки на разных уровнях;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, вебинарах;
  • посещение семинаров;
  • обобщение и распространение собственного опыта: выступления перед коллегами на МО, МС, педсоветах, конференциях.
  1. Направление информационно-технологических технологий:
  • изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс;
  • совершенствование навыков работы на компьютере;
  • создание собственного сайта, его пополнение;
  • создание электронной почты для контакта с единомышленниками;
  • освоение новых компьютерных программ и ТСО;
  • создание мультимедийных презентаций о работе в качестве преподавателя, классного руководителя.
  1. Направление здоровьесберегающих технологий
  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

По каждому направлению определение показателей, видов деятельности и сроков

исполнения.

Педагогический продукт как результат:

  • Модуль учебных занятий;
  • Рабочие программы, КТП.
  • Публикации;
  • Методическая продукция (буклет, листовка, брошюра, УМК);
  • Портфолио;
  • Творческий отчет;
  • Мастер-класс;
  • Сайт преподавателя;
  • Доклад, выступление;
  • Творческая мастерская;
  • Педагогический проект;
  • Проведение семинара;
  • Отчет о результатах инновационной деятельности;
  • Результаты личного участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.д.;
  • Результаты обучающихся;
  • Презентация опыта работы по выявленной в результате самоанализа педагогической проблеме.

Ожидаемые результаты ИОМ:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений;
  • положительное изменение качественных показателей деятельности педагогических работников образовательных учреждений, повышение степени ответственности педагогов за результат деятельности;
  • совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения и воспитания, инновационных педагогических технологий, способствующих развитию способностей обучающихся, повышению их образовательного уровня;
  • разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
  • разработка и проведение открытых уроков;
  • участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;

обобщение опыта по исследуемой педагогической проблеме.

Составляющими интегральной удовлетворенности педагога своим трудом являются:

  • интерес к работе;
  • удовлетворенность достижениями в работе;
  • удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами;
  • удовлетворенность взаимоотношениями с руководством;
  • уровень притязаний в профессиональной деятельности;
  • удовлетворенность условиями труда;
  • профессиональная ответственность.

Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для обучающихся слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с обучающимися.

Очень важна адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого педагога. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

Психологическая поддержка обучающихся:

  • необходимо уделять достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять самостоятельность, активность по поиску решения стоящих перед ним задач;
  • использовать методы вербального самовнушения и саморегуляции;
  • развивать способность к рефлексии;
  • создавать ситуации успеха.

Статья подготовлена методистом РЦ   Е,Алюковой по материалам методической разработки Крашановой Натальи Андреевны,nsportal.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.