Нетрадиционные технологии продуктивной деятельности

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению»

Л.С. Выготский

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:

  • развитию способности нестандартно мыслить;
  • готовности к активности творческого характера;

-умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

-формированию эстетического отношения к миру.

Первый материал для творчества ребенка-это бумага. Бумага- необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир.

Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражение собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Существуют разные техники работы с бумагой.

Айрис-фолдинг необычная техника, называемая также «радужное складывание», появилась впервые в Голландии. Мастера этой страны накладывали полосы разноцветной бумаги под строгим определенным углом с помощью специальных шаблонов. Готовые работы выглядят ярко и восхитительно. Кажется, что повторить такое просто невозможно. В действительности техника айрис-фолдинга не так сложна, как кажется на первый взгляд. При выполнении данной технике требуются: внимание, аккуратность и терпение. Благодаря данной технике появляется дополнительная уникальная возможность украсить блокноты, коллажи, альбомные странички и поздравительные открытки новыми яркими декоративными деталями и элементами. Работать можно не только с обычной цветной бумагой, но и фольгой, бархатной бумагой и т.д.

При создании открытки или любой другой работы в технике айрис- фолдинг потребуется разработка шаблона, подготовленные нарезанные листы бумаги или ткани, подложка для оформления контура, клей и бумага или готовая заготовка для открытки (альбома).

Далее процесс создания происходит следующим образом. Трафарет закрепляют на подложке и «переводят» контурный рисунок.

Аккуратно его вырезают по уже намеченному контуру.

Затем накладывают и закрепляют шаблон лицевой стороной уже к лицевой стороне подложки. Необходимо отметить, что шаблон данной техники особый, с нанесенными в определенном порядке цифрами. Каждой цифре соответствует определенный цвет и оттенок. Каждый элемент шаблона – определенная цифра, которая и определяет порядок наклеивания деталей в порядке возрастания.

По шаблону приклеивают полосы (с обратной стороны бумаги) необходимого цвета в определенном порядке (согласно разработанному шаблону). Сами полосы идут как бы «внахлест».

После того, как все полосы приклеены – переворачивают подложку.

Получается своеобразный яркий и необычайно красочный «многослойный» спиральный или «складчатый» узор или рисунок.

Шаблон, при желании, возможно, разработать самостоятельно, а также воспользоваться уже разработанными шаблонами другими мастерами. Присмотритесь к коллекции уникальных работ, которые выполнены в этой удивительной увлекательной технике.

Квилинг – эффективная технология конструирования из бумаги, которая помогает развивать не только творческие способности детей, но также активно влияет на развитие мелкой моторики рук. Для детей, поступающих в школу – технология квиилинг станет добрым помощником при подготовке к письму. На английском языке техника бумагокручения называется «quilling» – от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы и на Востоке.

Для работы в технике квилинг понадобится небольшой набор инструментов, который не составит труда найти:

  1. Стержень небольшого диаметра. Используется для намотки спирали из бумажной полосы, при этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
  2. Пинцет. Кончики пинцета должны быть точно совмещенными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, так как могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для рук ребенка, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением.
  3. Ножницы. Для максимально точной нарезки бахромы.
  4. Клей. Особых рекомендаций нет. Он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Возможно ПВА.
  5. Простейшие чертежные инструменты: линейка, карандаш.
  6. Бумага.

Работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы решаются. Во время занятия бумагокручением необходимо проводить пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

В чем же заключается техника «quilling»? Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, а затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга.

Освоив технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, но чтобы она не наскучила дошкольникам необходимо играть с цветом и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов можно складывать элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще пять – лепестки.

После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.

Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга. Перечислю основные из них: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, глаз, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.

Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы.

Поэтому с ребятишками необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

В основном применение техники «quilling» целесообразно при изготовлении натюрмортов с цветами, роллы и получаемые из них формы способны точно передавать элементы цветковых растений. Но нет ограничений в использовании этой техники: мастера создают также пейзажи, произведения анималистического жанра, и другие композиции. Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться своей оригинальностью.

Освоив основные элементы бумагокручения, дети смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции. Таким образом, техника «quilling» – эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребенка.

Техника «Гофротрубочки» способствует не только развитию моторики рук, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.

Гофротрубочки – так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхности или для создания объемных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги.

Материалы и инструменты для практической работы:

Цветная гофрированная бумага или цветные салфетки, палочки, спицы, картон, клей карандаш или ПВА, ножницы.

Прежде всего, нужно запастись бумагой. Гофрированная бумага имеет более грубую основу, ее лучше использовать при декорировании объемных предметов. Гофрированную бумагу можно заменить обычными салфетками.

Гофротрубочки получаются путем накручивания полосы бумаги на палочку, с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения

(Элемент «капля», «листочек», «ролл») Элементы выглядят очень эффектно, можно создавать самые удивительные композиции.

Приложив свою фантазию, воображение можно придумать свои варианты элементов.

Киригами – вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезания бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания из бумаги. Киру – резать, ками – бумагу. Pop-up – Это техника, которая сочетает в себе элементы техник Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающиеся в плоскую фигуру.

Кто из нас не вырезал в преддверии Нового года причудливых снежинок из бумаги? Пожалуй, нет такого человека. «Снежинка на окошко» – это классический пример искусства киригами. Более «продвинутым» видом этой техники является киригами объёмное. Когда из складываемой и надрезаемой определённым образом бумаги рождаются объёмные ажурные поделки: шары, цветы, фигурки птиц и животных, потрясающие раскладные открытки.

Для работы необходимы:

-Бумага белая или цветная двухсторонняя,

-Ножницы,

-Степлер,

-Нож для бумаги,

-Нитки.

Кусудама – это древнее искусство, которое появилось в Японии. Оно подразумевает складывание из бумаги разнообразных фигур и имеет прямое отношение к модульному оригами. Кусудама может быть довольно сложной и в одной фигуре будет использоваться несколько десятков разнообразных модулей. Соединяются же модули между собой трением, склеиванием или сшиванием.

Интересно, что кусудамы в свое время использовались исключительно в лечебных целях. Чтобы понять это, достаточно услышать перевод слова – “кусури”, которое означает – лекарство, а “тама”- это шар. Получается, что кусудама в переводе на русский – лекарственный шар.

Есть и другая версия появления кусудамы. В давние времена, еще в 7 -12 века, японцы вкладывали в бумажные фигурки плоды камфарного дерева – камфарные шарики. Это деревья долгожители, их возраст сейчас переваливает за 800 -1000 лет. Камфарные шарики обладают целебными свойствами. Фигурки с ними раскладывались или подвешивались в спальне, источали приятный аромат и благотворно влияли на здоровье находившихся в ней людей. (А японцы знают толк в здоровье). Таким образом получается, что слово “кусудама” произошло от японского “кусу”, что передовится, как камфара.

Внутрь таких вот объемных шаров из бумаги вкладывали цветы и лепестки разных целебных растений, после чего шары вешали над кроватью человека, который болен. Японцы считали, что шар способен выделять положительную энергию и способствует быстрому выздоровлению.

В дальнейшем кусудамы стали изготавливать и для праздничных мероприятий, они стали одним из украшений жилища и просто красивым символом Страны восходящего солнца. Их можно вешать возле светильников, а также под потолком и над дверными проемами, украшая различными способами. Кусудамы в большинстве случаев имеют именно шарообразную форму, но иногда могут быть и кубическими. Процесс изготовления такого изделия – это тема для отдельного разговора, так как тут все зависит от того, что именно вы хотите сделать и какими навыками обладаете. В любом случае, это крайне интересное и необычное искусство, которое сейчас набирает популярность на Западе.

Число любителей кусудамы растет, по всему миру проходят выставки и семинары, мастер-классы и встречи поклонников данного искусства. Попробовать изготовить свою первую кусудаму можете и вы.

Для работы необходимы:

цветная бумага разных цветов;

ножницы;

линейка;

карандаш;

клей;

нитки;

ленточка

Торцевание – это один из видов продуктивной деятельности – техника изготовления объемных поделок из бумаги. Это вид бумажного конструирования – искусство бумагокручения, при котором с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – трубочек – торцовочек создаются объемные махровые композиции: картины, панно, мозаики, открытки и т. д.

Существуют два вида торцевания:

  • на бумаге (торцовки приклеивают на бумагу – основу);
  • на пластилине (торцовками выкладывается основа из пластилина).

Торцевание на бумаге бывает:

контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);

плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).

Торцевание на пластилине бывает:

контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);

плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности заготовки);

объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение.

За основу торцевания на пластилине берется изображение, покрытое пластилином, или объемная фигура из пластилина.

Для изготовления поделок в технике торцевания необходимо следующее оборудование:

  • Креповая (гофрированная бумага) или салфетки
  • Пластилин или клей ПВА (возможно использование клея-карандаша)
  • Ножницы
  • Емкость для хранения бумажных заготовок
  • Стержни от шариковых или гелевых ручек, или ватные палочки, или кисточки с тупым концом

Основа: бархатная бумага, картон, объемные формы, пенопласт, плотная бумага, форма из пластилина и т. д.

Поэтапное описание техники торцевания

Нарезаем квадраты (один на один см) из гофрированной бумаги необходимого вам цвета.

Делаем заготовку для объемного изделия или рисуем узор на плоской поверхности.

На середину квадратика ставят торцом стержень (например не заточенный карандаш) и плотно закручивают бумагу вокруг стержня. Получается трубочка – торцовочка.

Получившуюся                  маленькую торцовку,                           не снимая со стержня,

приклеивают на заготовку и только тогда вынимают стержень.

Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Скрапбукинг, – это вид декоративно-прикладного искусства, который заключается в изысканном оформлении предметов личной и семейной истории: фотографий и фотоальбомов, рисунков, вырезок из газет и просто приятных мелочей.

Данное название пришло в русский язык из английского: scrapbook – это “scrap” – “кусочек” и “book” – “книга”, то есть буквально означает книгу, состоящую из “кусочков” жизни, воспоминаний, истории.

Несмотря на то, что скапбукинг приобрел популярность не так давно, история его давняя: еще в Древней Греции существовали “hypomnema” – записные книжки, на страницах которых люди фиксировали необходимую информацию. В XIV-XVI веках для этих же целей в Англии появились “commonplace books”. Но первое упоминание об альбомах с вырезками из газет упоминается лишь в 1598 году: в то время коллекционировались афоризмы, стихи и целые поэмы, вклеивались в обычные тетради и дополнялись собственными комментариями. В 1686 году вышла даже книга-памятка Джона Локка, где рассказывалось, как лучше оформлять такие записи.

Но сильным толчком для развития скапбукинга стала вышедшая в 1775 году книга “Биографическая история Англии” Джеймса Грейнджера. Содержание ее не вызвало у общественности особого интереса, чего не скажешь об оформлении: автор пошел на маленькую хитрость и оставил несколько страниц издания пустыми, давая возможность читателю персонализировать книгу. Интеллектуалы-британцы были в восторге от такой идеи, поэтому многие писатели начали выпускать подобные “хитрые” книги.

Но скрапбукинг, в современном понимании, возник лишь после изобретения фотографии, в 1826 году в Германии. Здесь начали издавать фотоальбомы с изображениями и гравюрами, а вскоре, в 1830-м году, появляется и сам термин “скрапбукинг”. Вскоре в виде рукоделия он начинает распространяться и в другие страны, результатом чего становится известность во всем мире.

Инструменты и материалы для скрапбукинга

Существует набор-минимум инструментов и материалов, которые понадобятся на первых парах, он включает:

  • Бумагу разной текстуры и плотности;
  • Ножницы или резаки;
  • Фломастеры и ручки;
  • Карандаши и линейку;
  • Трафареты;
  • Инструменты для скрепления, такие, как степлер и дырокол.

Декупаж – это техника декорирования, которая основана на присоединении рисунков к поверхности предметов. В переводе с французского decoupageозначает “вырезать”.

Первое упоминание о декупаже относится к Германии XV века, где вырезанные части картин использовали для украшения мебели. Расцвет этого вида искусства наступил в XVII веке в Венеции, где мебель, декорированная рисунками в китайском и японском стиле, была очень модной. Позднее декупаж распространился по всему миру.

Что необходимо для декупажа?

Сегодня декупаж стремительно набирает популярность. Разнообразие материалов, представленных в магазинах, позволяет декорировать практически любые поверхности.

Что может послужить основой для декупажа?

  • цветочные горшки;
  • посуда;
  • книги;
  • предметы одежды и обувь;
  • мебель;
  • шкатулки;
  • флаконы для духов;
  • свечи.

Конечно, этот список далеко не полон. Ориентируясь на собственный вкус, вы можете украсить гипс, дерево, картон, кожу, керамику или текстиль.

Новичкам будет удобно использовать специальные деревянные заготовки для декупажа.

Также можно тренироваться на плотных обувных коробках или необычных стеклянных бутылках.

При выборе основы учитывайте, что она должна быть однотонной и не слишком тёмной. В противном случае наклеенный бумажный мотив будет плохо виден.

Материалы и инструменты для декупажа

Выбрав объект для декорирования, запаситесь следующими материалами:

  1. Бумажный мотив. Вы можете использовать специальную бумагу для декупажа, бумажные салфетки, карты, обёрточную бумагу, вырезки из журналов и тонкую ткань.

Не стоит применять для декупажа рисунки, сделанные на струйном принтере, так как краска может размазаться.

Также не следует использовать толстые материалы. С ними практически невозможно добиться гладкой поверхности предмета.

  1. Ножницы. Существуют специальные ножницы для декупажа, но вполне подойдут и простые острые ножницы среднего размера.
  2. Кисточка. Практика показывает, что удобнее всего использовать кисть шириной 1-2 см. Она достаточно универсальна и подходит для нанесения как красок, так и лака.
  3. Клей. Можно применять как специальные клеи для разных поверхностей, так и обычный ПВА, разведённый пополам с водой.
  4. Лак. Выбор лака зависит от вашей цели. Если вы хотите добиться блестящей поверхности, используйте глянцевый лак. Если ваша цель заключается в том, чтобы придать предмету состаренный вид, выбирайте матовый лак. Также существуют специальные лаки на водной основе, которые позволяют использовать декорированные предметы на улице. Это очень практично в тех случаях, когда вы декорируете мебель. Применение качественного лака гарантирует долговечность вашей работы.

Целенаправленная продуктивная художественно – творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во – первых, сформировать способность – Смотреть и Видеть, Чувствовать Познавать Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность.

Статья подготовлена методистом РЦ Е.Алюковой по материалам методических рекомендаций Л.А.Садыковой «Нетрадиционные технологии  детской деятельности»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.