Основные методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке

Методы и приёмы формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

Основные принципы преподавания и учения, основанные на идеях программы английских школ «Удовлетворение и радость», предполагают необходимость:

  • установить высокие ожидания и поддержать уверенность ученика в успехе;
  • установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее обучение на этом;
  • организовать учебный процесс так, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие; y наполнять учение яркими эмоциональными переживаниями;
  • делать каждого ребёнка активным соучастником собственного обучения;
  • развивать общие учебные умения и личностные качества.

Формирующее оценивание, которое происходит на каждом уроке, – ключевой момент этой стратегии. Оно требует, чтобы учитель сосредоточился на том, как развивается учение в процессе урока, определяя, какие улучшения надо внести и какими будут последующие шаги.

В начале урока учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока.

В процессе всего урока детям даётся устная и письменная обратная связь: их ответы и работы соотносятся с учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Для этого учитель делает следующее: задаёт вопросы, наблюдает за ходом обсуждения и беседует с детьми. Одной из эффективных стратегий оценивания на уроке является постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы. Следует  обратить внимание на классификацию Б. Блума, которую использую в практической деятельности. Он отмечает, что это могут быть вопросы:

Какие ещё примеры ты знаешь?

Как ты можешь доказать, что … ?

Как можно это организовать, решить? Что ты думаешь о … ?

При постановке вопросов необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс активного поиска ответов. Важной техникой формирующего оценивания выступает наблюдение. Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.

Например, видя, что класс разделился на тех, кто справился с предложенным заданием, и тех, кто обнаружил непонимание материала, учитель переходит к дифференцированной работе в группах. Здесь я стараюсь либо разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями

Вторым примером использования наблюдения на уроке может быть случай, когда учитель, заранее определив ученика, который нуждается в помощи, в течение всего урока отслеживает и корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на то, каков прогресс этого ученика, что было удачным в его работе. В такой ситуации я стараюсь поощрить ученика, поставить его успех в пример другим.

Удачной формой работы могут быть краткие импровизированные беседы-обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, оцениваю их понимание, обнаруживаю причины затруднений и ошибочных понятий. Проводя обсуждение, проверяю предыдущие оценки и гипотезы, отмечаю процесс подготовки следующих шагов в обучении. Прошу учеников обосновать свою точку зрения, учитывая  мнения других, внимательно отнестись к материалу, изученному ранее и после того, как общее понимание будет найдено, предлагаю отдельным ученикам сказать, как изменилось их понимание и суждение, что ещё осталось непонятным или вызывает вопросы.

Анализ как способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать детям, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы.

Например, предлагаю ученику прочитать свою работу и прошу отметить то, что показалось им наиболее удачным в работе; что, по его мнению, можно было бы улучшить. После этого предлагаю детям внести свои конкретные предложения по улучшению, предлагаю автору работы нужные приёмы, термины, пути рассуждения, источники и т.д. В завершение стараюсь высказать своё мнение, отметить прогресс, достигнутый в данной работе по сравнению с предыдущими работами.

Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами позволяет в тот же момент оценить вместе с детьми их знания. Краткий проверочный обзор пройденного помогает ученикам выявить материал, который нуждается в повторении и пересмотре, и спланировать следующие этапы курса.

Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и взаимооценивания, осуществлять непрерывную обратную связь между отдельными учениками и группами, благодаря которой определяется, какого прогресса необходимо достичь, и планируется то, как дети будут учиться в ближайшем будущем.

Рассмотрим, как приемы формирующего оценивания могут быть использованы на уроке.  Учитель пишет задания на доске и без дальнейших комментариев предлагает детям выполнить их в парах. Затем наблюдает за работой пар, которые испытывали затруднения при выполнении аналогичных заданий на предыдущих уроках. В ходе общего обсуждения задания учитель поддерживает эти пары и помогает им отвечать на вопросы и объяснять свои действия. Позже учитель работает с этими детьми, объединёнными в группу, обсуждая с ними вклад, который они внесли в урок.

Учитель показывает классу письменные работы, выполненные на предыдущем уроке, оценивает, но не разбирает их. Дети должны прочитать работу и обсудить, что они могли бы сказать автору: определяя сильные стороны работы и советуя, как можно ее  улучшить. Ученики объединяются  в группы, и учитель организует  обсуждение. Потом учитель собирает все замечания, сделанные детьми, и на их основе формирует общие требования к работе, которые все ученики могут использовать в качестве критериев при оценке собственных работ.

Подобных примеров работы можно привести еще несколько. Суть их одна – выстроить обратную связь и помощь ученикам быть успешными. Учитель получает от детей информацию (индивидуально, в парах и группах), использует её как индикатор их понимания и планирует следующие шаги в преподавании и учении.

Другим примером использования обратной связи является ситуация, когда учитель дает задание и просит детей суммировать ключевые моменты, о которых нужно помнить, чтобы на их основании представить детям критерии успешного выполнения задания.

Как работают с информацией, полученной в ходе обмена обратной связью, дети?

Первое, чему должны научиться школьники, – это соотносить успешность выполнения работы с учебными целями, которые отражены в критериях успешного выполнения, по которым оценивается работа.

Второе – определять то, что нужно улучшить или развить. Обсуждение и оценивание проводится индивидуально или в парах. Исправления и улучшения дети вносят сразу же, то есть улучшение качества происходит «здесь и сейчас».

Использованная литература

  1. Пинская М.А. «Оценивание в условиях требований нового ФГОС», – М.: «Педагогический университет

К публикации подготовил Краснов А.А., методист

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.