1 декабря 2021 года в рамках методического сопровождения деятельности образовательных организаций по реализации ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ИН состоялся окружной практико-ориентированный семинар в дистанционном формате по теме «Организация адресной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Основные направления семинара:
1). Реализация индивидуального подхода в образовательной деятельности и оказание адресной помощи обучающимся с ОВЗ.
2). Применение психолого-педагогических технологий для оказания адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями (из опыта работы опорных образовательных учреждений округа).
В семинаре приняли участие 48 педагогов 33 образовательных организаций округа: руководители, заместители директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги-предметники, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Участники семинара получили возможность познакомиться с лучшими психолого-педагогическими практиками, направленными на организацию комплексного коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Во вступительной части семинара И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», сказала, что адресная психолого-педагогическая помощь – это процесс комплексного психокоррекционного воздействия, определенная последовательность действий педагогов сопровождения (воспитателей, учителей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) на основе междисциплинарного подхода к коррекционной работе. Адресная помощь обязательно должна осуществляться на основе личностно ориентированного, индивидуального подхода, одним из проявлений которого выступает индивидуальный образовательный маршрут. Процесс его разработки, корректировки коррекционно-развивающей работы педагогов находится под контролем школьного психолого-педагогического консилиума (ППк). Работа с детьми с ОВЗ – это сложный и непрерывный процесс, который начинается с раннего возраста ребенка и продолжается весь период обучения.
На семинаре был представлен опыт педагогов по реализации адресной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами опорных образовательных учреждений округа: СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево, ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево, ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак, ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы, ГБОУ школы- интерната с. Малый Толкай, ГКОУ для детей-сирот с. Камышла.
О преемственности детского сада и школы в коррекционно-развивающей работе вела разговор Н.В. Жучкова, учитель-логопед СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево. Ею были сформулированы предложения об активном взаимодействии педагогов ДОО и школы по вопросам преемственности адресной работы с детьми с ОВЗ, совместном проведении ППк.
В своем выступлении педагог-психолог Т.А. Зуева представила модель коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста в СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево, назвала признаки эмоционального неблагополучия обучающихся с ОВЗ и дала рекомендации учителям и педагогам-психологам по предупреждению и преодолению поведенческих нарушений.
Учителя начальных классов ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак Г.А. Вдовина, А.И. Чернозубцева представили опыт коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ по преодолению трудностей в освоении математики и русского языка в начальной школе. Были представлены техники по коррекции дисграфии на уроках русского языка, образцы заданий по математике с дополнительной конкретизацией. Принципы индивидуализации обучения, комплексности, системности, деятельностного подхода обязательны при организации адресной работы с обучающимися с ОВЗ.
С.А. Ильясова, учитель русского языка, литературы ГБОУ СОШ им. А.М.Шулайкина с. Старый Аманак, обозначила проблемы адресной помощи обучающимся с ОВЗ в основной школе. Ею были представлены методы мнемотехники в обучении и развитии связной речи. Задачи мнемотехники – формирование у учащихся навыков запоминания, развитие внимания и логики, стимулирование интеллектуального развития, совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений.
Вопросы коррекции специфических нарушений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра подняла в своём выступлении Л.В. Станина, заместитель директора по УВР, учитель математики ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай. Она познакомила с алгоритмом действий при проблемном поведении обучающихся с РАС, представила опыт работы с применением программы РЕСS, позволяющей приобрести базисные функциональные навыки коммуникации обучающимся с данным видом нарушения. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
В выступлении И.И. Фатхутдиновой, учителя начальных классов ГКОУ для детей-сирот с. Камышла, речь шла о формировании коммуникативных и речевых навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Педагог рассказала об учебно-методическом комплексе по разработке и реализации специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Использование метода глобального чтения для развития речи детей с тяжелой умственной отсталостью способствует формированию умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных), повышению самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Поделилась опытом работы по организации дефектологической помощи обучающемуся с ТМНР на дому Л.А. Шунина, учитель-дефектолог ГБОУ СОШ № 3 г. Похвистнево. Были представлены практические методы и приёмы обучения определённым действиям, коррекции и развития коммуникативных способностей с учётом возможностей ребёнка. В этом случае задача педагога – ориентация на актуальные возможности ребёнка и его ограничения.
В своем выступлении Н.П. Бамбурова, педагог-психолог ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы, сделала акцент на адресную работу с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Были озвучены способы и формы взаимодействия, процесса сотрудничества с родителями. Работа направлена на семейную поддержку, принятие ребенка таким, какой он есть. Основываясь на данных диагностического этапа,
разрабатывается адресный план работы с семьей, направленный на интеграцию и социализацию ребенка с ОВЗ, коррекцию отношения к ребенку в семье,
учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания, коррекцию отношения к ребенку в коллективе сверстников и со стороны педагогических работников.
Участники семинара отметили актуальность и содержательность семинара, выразили пожелания о дальнейшем освещении проблемы организации адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ. В анкете обратной связи педагоги отметили, что в собственной практике они хотели бы использовать практические советы педагога-психолога по коррекции эмоционально-волевых нарушений, апробировать техники коррекции дисграфии и мнемотехнику на уроках русского языка, метод глобального чтения в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, программу РЕСS в работе с детьми с РАС.
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах в 2022 году:
– Современные педагогические технологии при работе с детьми с ТМНР, РАС.
– Формированию функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ.
– Современные технологии в работе учителя-логопеда. Восстановление сенсорных нарушений у младших школьников.
– Развитие личностно-мотивационных и познавательных компонентов в работе с детьми с ОВЗ.
– Психолого-педагогическое сопровождение детей с асоциальным поведением в начальной школе
– Практические занятия в ДОУ по работе с детьми с ОВЗ.
– Формы работы с родителями в период дистанционного обучения.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог