В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к уроку, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к учебному предмету.
Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.
Их использование открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.
Разнообразие технических средств дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению.
Использование компьютерной технологии открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Задачи педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
1.Повысить мотивацию к обучению предметов естественнонаучного цикла, используя современные педагогические технологии.
- Активизировать познавательную деятельность.
- Развивать мышление и творческие способности ребёнка.
- Создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника.
- Способствовать стремлению обучающихся реализовывать себя, проявлять свои возможности через разные формы работы.
- Вовлечь их в активную познавательную и исследовательскую деятельность.
На современном этапе в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся.
Уроки биологии и химии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.
Кроме того, изучение биологии и химии предполагает проведение лабораторных работ.
При проведении уроков географии компьютер дает возможность продемонстрировать видеосюжеты о природных явлениях, географических объектах. Ученики могут стать свидетелями происходящих на экране стихийных явлений природы.
За последнее время для учащихся и преподавателей биологии, химии и географии разработаны и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники, энциклопедии и экзаменаторы.
На уроках биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. На уроках химии можно использовать энциклопедии Кирилла и Мефодия
По способу использования информационных технологий проводятся следующие типы уроков:
- Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + демонстрационный экран;
- Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет
При внедрении информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в наших условиях оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте.
На уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие формы подачи материала учителем:
- в форме мультимедийной презентации,
- электронные учебники,
- тесты, тренинги, on-line тесты.
- видеоуроки,
- виртуальные практические и лабораторные работы.
Не буду останавливаться на всех формах подачи материала. Выделю тесты. Популярность тестовых заданий как средства контроля результатов обучения в последнее время возрастает. Главными причинами этого процесса являются: возможность автоматизированной обработки результатов, точный подсчет числа выполненных ответов, высокая степень объективности выставляемых отметок.
Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания.
Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго.
Тесты могут используются для итоговой проверки знаний и умений.
Достоинством использования на уроках видеофильмов является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для разработки новых методик в образовании и тем самым повысить его качество.
Краснов А.А., методист