«Объективное оценивание – фундаментальная задача образования». Дело в том, что проблема объективного оценивания обученности (результатов обучения) учащихся в общеобразовательной школе в настоящее время до конца не решена. Попытки решить эту проблему совершались десятилетия. Отсутствие объективного оценивания результатов учебной деятельности создает условия, в которых укореняется и властвует субъективное оценивание достижений учащихся. А предоставление возможности учащимся, родителям, другими учителям оспорить оценку учителя по существу является средством нейтрализации властвующего субъективизма в оценивании. Эта возможность — вынужденная мера, которая не решает самой проблемы объективности оценивания, а делает уязвимым учителя, утверждая в глазах общества его виновность в необъективности оценивания. В действительности это не вина учителя, а беда общества, в котором не обеспечена объективность оценивания в учебной деятельности. В настоящий момент в масштабах страны предпринята попытка решить эту проблему. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят:
– эффективность управления учебно-воспитательным процессом;
– качество подготовки выпускника школы.
Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача педагога заключается в том, чтобы проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения обучающимися нового материала.
Если цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
- контролирующую;
- обучающую;
- диагностическую;
- прогностическую;
- развивающую;
- ориентирующую; и
- воспитывающую.
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениям изучается глубина и объем их усвоения.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации.
Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе.
В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения для усвоения последующего учебного материала
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся.
Сущность ориентирующей функции контроля состоит в получении информации о степени достижения цели обучения, как отдельными учащимися, так и класса в целом. (т.е. насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал).
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у обучающихся ответственного отношения к учению. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. Реализация данных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Краснов А.А., методист