Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление
- ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Что в поведении подростка
должно насторожить
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- Подавленное настроение, пониженный
эмоциональный фон, раздражительность, которые сохраняются длительное время.
- Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Четыре основные причины суицида:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства,
низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
- постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Чтобы поддержать ребенка, взрослым необходимо:
- Проводить больше времени с ребенком.
- Разговаривать с подростком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы.
- Уметь и хотеть демонстрировать принятие индивидуальности ребенка, симпатии (а родители – любви) к нему.
- Позволить ребенку начать с «нуля», вселяя ему уверенность, что он справится с возникшей проблемой, что взрослый верит в него, в его способность достичь успеха.
- Обеспечить подростку соблюдение режима дня.
- Заняться с ребенком новыми делами.
- Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
- При необходимости, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту, психиатру.
Что Вы можете сделать?
– будьте внимательны к ребенку
– умейте показывать свою любовь к нему
– откровенно разговаривайте с ним
– умейте слушать ребенка
– не бойтесь прямо спросить о самоубийстве
– не оставляйте ребенка один на один с проблемой, предлагайте конструктивные подходы к ее решению
– вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться
– привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц
Эти слова ласкают душу ребенка…
– Ты самый любимый!
– Ты очень много можешь!
– Спасибо!
– Что бы мы без тебя делали!
– Иди ко мне!
– Садись с нами!
– Расскажи мне, что с тобой?
– Я помогу тебе…
– Я радуюсь твоим успехам!
– Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
– Как хорошо, что ты у нас есть!
Поддерживать ребенка –
значит, верить в него!
Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при участии тех, кого она считает значимыми для себя.
Педагог – психолог ГБУ ДПО «Похвистневского РЦ»
Баракина О.С