- Начните с себя.
Жестокость порождает жестокость. Насилие порождает насилие. Не являйтесь переносчиком насилия. Только добро, личный пример и внутреннее чувство такта могут привить детям иммунитет от вируса насилия.
- Находите в себе источники силы и учитесь управлять своей силой.
Чувство бессилия, чувство жертвы приводят сначала к апатии и равнодушию, а потом к агрессии и насилию. Насилие – это стремление укрепить свою самооценку, продемонстрировать свою значимость и способность влиять на ситуацию. Насилие – это патология, которая является конечным результатом вытесненной злобы и ярости, сочетающейся с постоянным страхом и бессилием человека.
Помочь детям вырасти доброжелательными людьми, вы сможете если сами будете ощущать себя сильным и добрым.
Введение всевозможных рейтингов, новая система оплаты труда направлены на то, чтобы разделить учителей, заставить их смотреть друг на друга как на конкурентов и соперников. Живите по совести.
- Помогайте коллегам и сами обращайтесь за помощью и советом.
Интересуйтесь, что беспокоит ваших коллег, старайтесь их понять, поддержать, похвалить и всегда от всего сердца благодарите за дружеские советы и оказанную поддержку. Тогда у вас будут и друзья, и единомышленники.
- 4. Выбирайте правильные цели. Высокие и благородные. И в наше время очень важно работать сообща. Дело не во взаимопомощи, а в общем стремлении к одной цели. Как правило, учителя, администрация , школа в целом заинтересованы в повышении качества образования, а потому просто необходимо действовать сообща. Один в поле не воин. И цель должна быть связана не с отчетностью, не с «оказанием образовательных услуг», а сразвитием и становлением новой личности.
- Вместе мы преодолеем. От подавления личности от морального и психологического насилия, лучшая защита учителя – сплоченный коллектив единомышленников, где все стоят плечо к плечу. Когда тесно стоят – никакое насилие не пролетит, не будет нужды подсиживать.
- Действуйте вместе с родителями. Будьте всегда доступны, честны и открыты перед родителями. Не пытайтесь привлечь родителей «на свою сторону», ставя их в ситуацию конфронтации с собственными детьми. Дайте понять, что вы – на их стороне и на стороне их ребенка. Просите посильной помощи, предлагайте объединить свои усилия. В разговоре с родителями говорите не только о проблемах, находите и добрые слова в адрес их ребенка.
- Если вы стали очевидцем или участником ЧП в школе, то действуйте по ситуации. Готового рецепта на все случаи – нет, но если вы очутились в ситуации проявления физической агрессии, то прежде всего, нужно устранить опасность для жизни и здоровья того, на кого произошло нападение, и для жизни находящихся рядом детей. При защите собственной жизни и жизни ребенка не превышайте меры необходимой самообороны. Самообладание, психологическая готовность к предотвращению агрессии и умение словам снять напряжение в накаленной конфликтной ситуации – важнее, чем ваша физическая подготовка.
2018 г.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог РЦ по материалам международной конференции « Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», информационный бюллетень №1, Москва, февраль 2012 г.