Проблема «трудных» обучающихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем, которая в настоящее время приобрела угрожающие размеры. Подростки и молодежь сегодня нуждается в помощи воспитателей и наставников, работа которых требует новых профессиональных подходов. Коррегирование поведения современного «трудного» ребенка возможно, если сам педагог хорошо разбирается не только в сущности происходящих общественных процессах, но и в психологии теперешней молодежи.
1 шаг – мы определяем цель.
Один, максимум два вида поведения ребенка, которые по-настоящему отравляют нам жизнь. Итак, наша задача – сделать неприемлемое для нас поведение приемлемым. Не идеальным и удобным – просто терпимым. Представьте себе результат. Что именно должен делать ребенок (или не делать), чтобы «жить стало легче и веселее». Что выиграйте Вы? Что выиграет ребенок?
2 шаг – а может не надо?
Народная мудрость гласит, прежде чем что-то делать, подумайте 3 раза, а может не стоит? И это очень правильно. Пример с ранним развитием (ребенка учат читать в 4 года, а этот навык ему совершенно ни к чему, нет у него потребности в этом возраст, получать информацию из текста). Часто ребенку предъявляется требование вести себя так, как он не готов и не может.
Приведите пример ситуации, когда ребенок не может себя вести по-другому и ведет себя «трудно» для нас (плохо себя чувствует, переживает стресс, подростковый возраст, потеря, темперамент). Такое поведение можно немного подкорректировать, так, чтобы оно создавало меньше проблем, но избавиться от него вовсе не получиться.
Мудрость царя Соломона «И это пройдет».
3 шаг – третий лишний.
Кто это третий спросите Вы. Прежде всего – социум, окружение. Так устроено, что воспитание детей – это дело школы. За вашим результатом следят все. И меры порицания принимают все: администрация, родители, коллеги, правоохранительные органы (КДН, ОДН). Вы постоянно находитесь под колпаком, чувствуя себя скованно и иногда неуверенно. Львиная доля стресса учителя из-за трудного поведения ребенка-это стресс, вызванный «третьим» наблюдающим и оценивающим. Возможно, сам учитель реагировал бы гораздо спокойнее, что-то переждал, чего-то не заметил, к чему – то приспособился. Но «третий» , обычно ни ждать ни терпеть не намерен.
Это очень серьезная проблема. Решить ее вряд ли получится , но нужно хотя бы осознать подлинные причины своего состояния, своих острых реакций на трудное поведение ребенка. И там, где возможно, смягчать стресс от присутствия «третьего».
Как можно это сделать? ( Часто помогает вовлечение «третьего» в решение проблемы , иногда «третьего» нужно поставить на место, вежливо, но твердо, можно сделать взгляд «третьего» более доброжелательным, осознайте, какую роль в стоящей перед вами проблеме играет «третий», не слишком ли большое значение вы придаете мнению окружающих, не накручиваете ли себя.)
4 шаг – что именно происходит? Собираем данные.
Изменение трудного поведения – эта задача, которую вам предстоит решать. Что мы делаем в первую очередь, чтобы решить какую-либо задачу? (Изучаем исходные данные, условия , собираем информацию и т.д.)
5 шаг – ищем пружину.
Люди по своей природе ленивы. И взрослые, и дети. Мы не склонны делать то, что нам ни к чему. Тем более, мы не станем делать ничего трудоемкого, энергозатратного, да и еще грозящего нам неприятностями, если нам от этого никакой пользы. Например, та же истерика или воровство. Очень энергозатратные мероприятия! Значит первый вопрос, который стоит себе задать, – ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ЭТО ДЕЛАТЬ? Разберем это на примере воровства. С какой целью ребенок может воровать чужие вещи?
1.У ребенка может быть не сформировано представление собственности. В этом случае потребность ребенка – разобраться в вопросах собственности.
2.Воровство может быть просто привычкой , возможно ребенка этому учили, потом хвалили. В этом случае потребность ребенка – одобрение партнера.
3.Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, что ему действительно нужно, ограничивают во всем и без оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения и т.д. В этом случае потребность ребенка – быть в порядке, не испытывать отвержения сверстников.
4.Часто целью ребенка, крадущего деньги, становиться подкуп одноклассников, которые готовы общаться с ним, если у него есть деньги. В этом случае потребность ребенка – быть принятым сверстниками.
5.Бывает, что дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей. В этом случае потребность -быть любимым и принятым.
6.Иногда дети своим поведением пытаются воздействовать на ситуацию в семье, например, развод родителей. В этом случае потребность ребенка- близость между взрослыми членами семьи, чувство защищенности в прочной семье.
7. Ребенок может воровать от безвыходности -у него вымогают деньги. В этом случае потребность- быть в безопасности, защищать себя.
Американский педагог Рудольф Дрейкус выделил всего 4 пружины:
- потребность привлечь к себе внимание,
- желание избежать неудачи,
- выяснение «кто здесь главный»,
- месть,
Даже если Вы не смогли сразу определить пружину, ничего страшного. В любом случае возможных пружин конечное количество, и со второй или третьей попытке Вы их найдете.
6 шаг – объясняем, что не так.
Действенность «Я-высказываний» в том, что их невозможно оспорить. Если человек говорит: «я волнуюсь, мне неприятно, я хочу, мне нужно», с этим невозможно спорить. А когда он говорит: «ты грубишь, ты прогуливаешь, ты шумишь, у тебя нет совести», сразу же возникает протест. Употребляя «Я-высказывания», мы демонстрируем ребенку, что не намерены залезать на его территорию, «учить его жить».
7 шаг – даем наступить последствиям.
Большой мир строиться не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь. Не убрали класс – занимайтесь среди бумаг и пытайтесь писать на грязной доске. Прогулял уроки – долгожданный классный праздник переносится на неопределенный срок…
8 шаг – помогаем добиваться своего по-другому.
Если Вы требуете от детей внимания Вас слушать, но сами при обращении ребенка к Вам продолжаете заполнять журнал, ничего не выйдет. Присядьте, найдите его взгляд и только тогда ведите беседу. Будьте изобретательны, помогайте ребенку найти новые способы решения проблемы.
9 шаг – поддерживаем, хвалим, закрепляем достижения.
Очень важно поддерживать у ребенка оптимизм и веру в то, что все обязательно получиться, замечать и подкреплять любой успех. Хвалите ребенка конкретно, по возможности точно описывая, что именно Вам понравилось. Научите ребенка видеть и признавать собственные достижения.
10 шаг – бережем себя тоже.
Каждый учитель знает, есть такое малоприятное явление , как эмоциональное выгорание, или нервное истощение. Возникает оно тогда, когда человек подвергается слишком большим и длительным нагрузкам. Оно вызывается грузом ответственности, необходимостью постоянно вникать, помогать, искать общий язык, бесконечно вынимать из себя душевные силы и отдавать их, иногда не получая ничего в ответ. Неудивительно, что приходит чувство, что ресурсов больше нет, силы кончаются, нет больше ничего внутри, пустота, усталость, выгорание. Если Вы заметили у себя признаки выгорания, срочно принимайте меры..Подумайте какие занятия Вас восстанавливают? Все что Вам помогает отдохнуть или расслабиться, должно присутствовать в вашей жизни регулярно.
Подготовлено по материалам. /http //metobraz. ru/;
Литература
1.Айдакова Л. Уроки психологии в школе. М.1993.;
2.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.;
Педагог – психолог Усманова Л.Н.
ГБУ ЦПК «Похвистневский РЦ»