Требования к организации непосредственно – образовательной деятельности в дошкольном образовании

Структура деятельности. Потребность. Мотив. Цель. Средства. Действие. Результат.

Реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

 Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:

-создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

-учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

-помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

                            ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:

-принцип субъектности воспитания;

-принцип субъектности воспитания;

-принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

-принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; –

принцип учета сенситивных периодов развития; –

принцип учета сенситивных периодов развития;

-принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;

-принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; –

принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

-принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

-принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

– принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; –

-принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

-принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

-принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

-принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

-принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

-принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

-принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности

-принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности

-принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности

-принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся:

  1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
  3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

 5.Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  2. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.
  3. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфических детских видах деятельности.
  4. Сотрудничество образовательной организации с семьей.

 Каждый очередной вид деятельности следует осуществлять с постановки цели в общем виде и с соблюдением структуры деятельности. Суть обучения и воспитания в ДОУ с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Образовательная деятельность в режимных моментах; Организованная образовательная деятельность; Самостоятельная деятельность детей.

Формы образовательной деятельности: – образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; -взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; -проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; – праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.

Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то стандарт ФГОС предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.

 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в раннем возрасте (1 год – 3 года): предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (продолжение) для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет): изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Структура образовательной деятельности:

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Целевая установка
  3. Мотивирование к деятельности
  4. Проектирование решений проблемной ситуации
  5. Выполнение действий (заданий)
  6. Анализ результатов деятельности
  7. Подведение итогов

 При проектировании занятий, воспитатель должен учитывать следующие особенности современного дошкольного образования.

  1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен.
  2. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. Он-то слушающий, то- наблюдающий, то-действующий.
  3. Основная деятельность – детские виды деятельности, где главный – дух открытий.
  4. Цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Обязательны смена мизансцен и движение. 5. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
  5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
  6. Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи. Учить детей видеть возможность много вариативности выполнения заданий.

9.Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

 Проектирование занятия по этапам деятельности:

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Целевая установка
  3. Мотивирование к деятельности

Процесс вовлечения в деятельность:

  1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось.
  2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)
  3. Приходит кто-то в гости или игрушка.
  4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук…)
  5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)
  6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).
  7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то.
  8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара).
  9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?»).
  10. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям.

 Проектирование решений проблемной ситуации :

 -выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему.

-ответы детей не оцениваются, принимаются любые, не предлагается что-то делать или не делать, а предлагается что-то сделать на выбор.

-опора на личный опыт детей,

-с выбором помощников или консультантов.

 В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, надо дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.

 Анализ результатов деятельности.

Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель.

 Подведение итогов.

Найти, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе )

Статья  подготовлена  по материалам сайта https://pedsovet66.irro.ru/pages/syslow.html , по материалам ФГОС ДО методистом  Е.Алюковой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.