Окружной практико-ориентированный семинар «Развитие социальных (жизненных) компетенций для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ»

28 ноября 2019 г. на базе ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево прошел окружной практико-ориентированный семинар «Развитие социальных (жизненных) компетенций для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ». Семинар проведен в рамках реализации деятельности опорных образовательных учреждений по организации работы с детьми с ограниченными возможностями и при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Цель проведения: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития социальных (жизненных) компетенций для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Тематика выступлений и открытые занятия вызвали большой профессиональный интерес. В работе семинара приняли участие 28 педагогических работника 9 образовательных организаций округа: г. Похвистнево (ГБОУ СОШ №3, ГБОУ гимназия им. С.В. Байменова, СП «Детский сад Аленушка», СП «Детский сад Солнышко», СП «Детский сад Крепыш»)и м.р. Похвистневский (ГБОУ СОШ с. Нижнеаверкино, ГБОУ СОШ с. Старый Аманак, ГБОУ СОШ с. Кротково, ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай). Участники семинара – заместители директора по УВР общеобразовательных организаций, председатели школьных ППк, учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-психологи.

На семинаре был представлен опыт работы ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево. Основные содержательные направления семинара:

  • Особенности развития социальных (жизненных) компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
  • Организация и содержание работы по развитию социальных (жизненных) компетенций в инклюзивной школе: проблемы социализации детей с ОВЗ, пути решения, тенденции.
  • Методы и приемы развития социальных (жизненных) компетенций для успешной социализации детей с ОВЗ (из опыта работы ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево).

Открыла семинар Козлова Л.А., директор ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево. Она обозначила проблему социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них социальные жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и в трудовом коллективе. В школе имеются все специалисты сопровождения, в том числе и  психолог, и логопед, и дефектолог.

Об актуальных вопросах организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ выступила Серова Е.А., начальник отдела развития образования СВУ МОиНСО.

Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», актуализировала проблемы овладения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.  Школа должна создавать условия для реализации АООП НОО, в структуру которой включается Программа коррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АООП НОО.

О методах и приемах развития социальных (жизненных) компетенций для успешной социализации   детей с ОВЗ в условиях ГБОУ СОШ № 3 г. Похвистнево выступила Калинина Т.С., заместитель директора по УВР школы. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата. Учебная и внеучебная деятельность, способствующая формированию основ жизненной компетентности через погружение в социально-адаптированную среду и решение жизненных задач, это трудоемкий и длительный процесс, который формирует опыт общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения обучающегося с ОВЗ.

В практической части семинара были представлены педагогические практики в инклюзивной школе:

– приемы работы, направленные на  овладение обучающимися социально-бытовыми и коммуникативными умениями, формирование установок на использование здорового питания (на примере урока окружающего мира в 3А инклюзивном классе по теме: «Наше питание. Школа кулинаров»);

– педагогические техники развития успешной коммуникации  обучающихся, навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками по принятию решений в жизненных ситуациях (на примере урока литературного чтения  в 3Г инклюзивном классе по теме: «Л.Н. Толстой. Прыжок»);

– Развитие памяти у детей с ОВЗ на психологическом занятии в 4 классе по теме «Удивительные возможности нашей памяти: тренируем память».

Слушателями семинара обозначены актуальные вопросы по проблеме развития социальных (жизненных) компетенций для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Использование на уроках и занятиях приемов и техник по развитию у учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, овладению навыками коммуникации и социально­-бытовыми умениями, дифференциации и осмыслению адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
  2. Разработка рабочих программ, специальных курсов по работе с детьми с ОВЗ, в одном из разделов которой должен содержать воспитывающий и формирующий аспекты по успешной социализации детей с ОВЗ;
  3. Текущий контроль, система оценивания достижений обучающихся с ОВЗ.

Участники семинара высказали положительные отзывы, отметив практическую ценность мероприятия, и проявили желание в дальнейшем участвовать в семинарах по данной проблеме.

 

Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.