Профилактике травли (буллинга) в образовательных организациях

Получение образования – важнейший этап развития любого человека, а образовательные организации – место, где открываются возможности развития творческих способностей, критического мышления, формирования навыков конструктивного преодоления конфликтов, поиска друзей, формирования самоуважения и уважения к окружающим людям. Однако для многих детей образовательная среда остается местом, где они могут подвергаться насилию. Для большинства детей и подростков этот опыт не проходит бесследно, а для некоторых может стать особенно травмирующим, а сама образовательная организация может стать настоящим испытанием, где вместо перспектив и волнительных открытий познания учеба оборачивается болью, травмой и страхом. Драки на детской площадке, вербальное жестокое обращение, запугивание, унижение, телесные наказания, сексуальное насилие, групповое насилие, издевательства через мобильные телефоны, компьютеры, веб-сайты и сайты социальных сетей или другие формы жестокого и унижающего достоинство обращения со стороны сверстников, учителей и другого школьного персонала – наиболее распространенные формы этого насилия. Следует подчеркнуть, что последствия для физического и психологического благополучия испытывают на себе не только непосредственно пострадавшие от травли, но и ее зачинщики и свидетели.

   Неблагоприятный социально-психологический климат в образовательной организации, стресс, вызванный учебой и отношениями со сверстниками и учителями, отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия, а также равнодушие к происходящему со стороны обучающихся и их родителей создают благоприятную среду для появления и повторения единичных случаев насилия и их перерождения в систематическую травлю.

    Программа предотвращения травли Д. Ольвеуса – это многоуровневая, многокомпонентная программа, предназначенная для уменьшения и предотвращения травли в школе. Частными целями программы являются: 1) повышение осведомленности и знаний учащихся о школьной травле; 2) вовлечение учителей и родителей в профилактику травли; 3) разработка четких правил против травли; 4) оказание поддержки и защиты жертвам.

Уровень образовательной организации:

-проведение тренингов для сотрудников школы;

-распространение опросника «Агрессия среди подростков». Индивидуальный уровень:

-контроль за активностью учащихся (их учебные и внеучебные интересы, кружки, профессиональные увлечения, спорт);

 -обеспечение вмешательства любого из сотрудников образовательной организации в ситуацию травли сразу же, как только она была замечена;

-проведение дискуссионных встреч для персонала;

– введение правил против травли;

-пересмотр и улучшение системы надзора;

– проведение стартового мероприятия в общеобразовательной организации, чтобы запустить программу, подключение родителей.

Уровень класса/группы:

-публикация, размещение и соблюдение правил против травли, принятых в организации;

-проведение регулярных классных собраний;

– проведение собраний для родителей; проведение встреч с учащимися – участниками травли (медиация);

-организация встреч с родителями детей, которые участвуют в травле;

-работа над индивидуальными планами по внедрению программы для учащихся, включенных в ситуацию травли. Уровень сообщества: развитие партнерских отношений с членами сообщества для поддержки программы в образовательной организации, помощь в распространении антибуллинговых сообщений, принципов и наилучших практик в других организациях.

 В Российской Федерации на протяжении многих лет ведутся разработки практических рекомендаций и инструментария для педагогических работников по противодействию травли в системе образования, например, «Руководство по противодействию и профилактике буллинга» (2019 г.), пособия «Школа без насилия» (2015 г.) и «Предотвращение насилия в образовательных организациях…» (2020 г.). В этих пособиях обобщается система мер по профилактике травли, которые были реализованы в различных образовательных организациях страны, а также необходимые практические и методические материалы, включая типовые формы документооборота.

   Распространенность проявления агрессии, насилия в детско-подростковом возрасте, безусловно, имеет свое проявление в образовательной среде, а особенно среди обучающихся старшего подросткового возраста, в том числе, в сфере среднего профессионального образования. Противодействие подобным негативным явлениям требует системной профилактической работы, которая, по сравнению с профилактикой девиантного поведения в целом, специфична в отношении предотвращения/прекращения ситуации травли в образовательной организации.

     Представленный методический материал, будет полезен для формирования  системы профилактической работы в конкретной образовательной организации.

Баракина О.С., педагог -психолог

«ГБУ ДПО Похвистневский РЦ»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.