В помощь учителям, работающим с одарёнными детьми

Одарённый –тот, кто несёт светоч,

и он избран к столь высокому служению

самой природой».

Карл Густав Юнг

 

В   журнале  «Методист»  № 5  2016  года  опубликована статья   Еремеевой Н.В.,  методиста ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» г. Абакан , « Не пропустить дар!» .  В публикации рассматривается   проблема  развития детской  одарённости  в условиях современной системы образования. Предлагаются  основные  принципы  сопровождения  одарённого ребёнка с учётом   закономерностей  его развития.

Подготовка   школьников  к  конференциям , олимпиадам,  конкурсам, соревнованиям   -  это  хорошие  традиции   работы с одарёнными детьми  шагнули  к  нам  в систему   российского   образования  из эпохи  советской  школы.  Но  это  направление  остаётся   актуальным  в развитии отечественной  системы  образования. Что нового вносится в работу с одарёнными школьниками ?

В настоящее  время ситуация такова, что с одной стороны, идёт этап стандартизации,  итоговая  аттестация проводится  в  целях определения соответствия   результатов   освоения   обучающимися  основных образовательных   программ  соответствующим требованиям ФГОС, с другой стороны, возникает  необходимость   формирования   творческой  среды  для выявления и развития одарённых школьников. Объединение   этих  факторов, создание базового образования , которое будет служить  ступенькой к творческому   развитию   ребёнка  и  есть инновационное  поле  действия педагогов в системе образования.  А задача педагогического сообщества- создать  такую систему работы с детьми, чтобы ребёнок, сдав экзамены, не растерял  свой  творческий  потенциал, мог  успешно  реализовать свои способности  при  дальнейшем обучении и в будущей профессии.

Сегодня  самый  лёгкий и обманчивый путь , по которому идут многие  учителя, - это  подмена  системы  работы  с  одарёнными   детьми однократной  и  единичной  подготовкой учащихся  к олимпиаде, конкурсам. Отсутствие элементов общения  со сверстниками, возможности совместного  творческого действия  ограничивает  эмоциональное  переживание открытий и поиска новых решений выполняемых  задач. Ребёнок,  получая очередной диплом  или  грамоту, которые  ему  в будущем  практически  нигде не пригодятся,  вскоре понимает   бесполезность   такого  участия  и теряет интерес  не  только к  подобным конкурсам, но и вообще  к познавательной деятельности . Таким  образом  учителя добиваются  прямо противоположного  результата. Более важны  для детей  мероприятия , которые позволяют  организовать  совместную  работу  со сверстниками и учителями, когда  возможно привлечение  заинтересованных  общественных организаций , когда  ребята  понимают  значимость  выполняемых  задач и их ценность для своего города, района.

Учёные выделяют  следующие условия развития одарённости  у детей:

для учащихся начальной и средней школы

- наличие положительных эмоций, получение удовлетворения от процесса познания. Самое главное –знать, что ребёнок хочет делать. Действие с удовольствием -  одно из главных условий  развития одарённости;

- повышение уровня оптимальной сложности: лёгкая  деятельность  не развивает, нужны усилия. Личность развивается в преодолении препятствий, именно они являются отправными точками развития.

Для учащихся старшей школы дополнительно  к этим ещё одно условие:

- ценность  выполняемой деятельности для личности старшеклассника в будущем.

Образовательная среда   должна обеспечивать  последовательную и непрерывную работу по выявлению и сопровождению  одарённых детей .

При  этом  должны  учитываться ряд особенностей, таких как:

-предоставление ребёнку возможности выбирать свой образовательный путь  и осваивать его в индивидуальном темпе, разработка индивидуальных образовательных  маршрутов, индивидуальных программ развития  дают  широкую возможность   для реализации этого подхода;

- практическая направленность, а для старшего  подростка- общественная ценность и значимость выбранной  деятельности: привлечение науки в школу. Обогащение образовательной среды, вовлечение школьников в решение социальных, экологических и других значимых проблем;

- возможность получения эмоционального  опыта открытия ,творческого решения задачи, опыта общения со сверсниками и взрослыми ,личностного развития ребёнка;

-о пора на самостоятельность и исследовательскую активность школьников, способность  мотивировать  себя к усердной  работе  над различными задачами в течение долгого времени, где результатом деятельности  является  творческий продукт .

 

Готовность  педагога  к работе с одарёнными детьми является определяющим  фактором  по  поддержке и самореализации одарённых школьников.  И  чем  ниже  уровень педагогической квалификации   учителей, чем  менее тактичны и внимательны родители  ,тем количество  социальных  проблем   у  ребёнка  больше . Экспериментальные  психолого-педагогические  исследования  давно  уже  доказали  тот факт ,что творчески одарённые  дети  редко  бывают  отличными  или хорошими учениками. Такой   ребёнок   всегда   будет иметь своё  собственное мнение, независимое   суждение,  он практически   не способен понять ,почему то, что  понятно ему , не могут   постичь  окружающие. Нужно помнить , что эти особенности   характера   ребёнка   являются   возрастными и при правильно организованном  процессе   взаимодействия   ученика и учителя со временем  проходят   и преобразуются   в   качества   личности, необходимые  активному  исследователю, т алантливому    учёному.

Краткий план действия   по работ с одарёнными  детьми:

1 шаг  –  увидеть в ребёнке одарённость;

2 шаг  -  создать  условия  для развития одарённости

3 шаг -  отойти в сторону !

Самый   трудный   - третий  шаг, но   без н  его  первые   два- бесполезны,  безрезультатны: предлагать  свою  помощь  необходимо только в тех случаях,  когда  ученик   начинает   чувствовать   свою   беспомощность.

Какие   педагогические   технологии   развивают   одарённого ребёнка ?

Любая  технология, реализуемая   с   Любовью   к ученику, развивает его одарённость, а решающая роль принадлежит не технической грамотности,  а  Сердцу   учителя!

 

Подготовила   Берлогина О.В. по материалам  статьи « Не пропустить дар», ж-л  «Методист»,   автор   Еремеева Н.В., методист  ГАОУ     РХ ДПО   « ХакИРО и ПК».

Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика обработки персональных данных

Скачать (PDF, 3.69MB)

(function(w,doc) { if (!w.__utlWdgt ) { w.__utlWdgt = true; var d = doc, s = d.createElement('script'), g = 'getElementsByTagName'; s.type = 'text/javascript'; s.charset='UTF-8'; s.async = true; s.src = ('https:' == w.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js'; var h=d[g]('body')[0]; h.appendChild(s); }})(window,document);

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.