Самоконтроль и самооценка

Как любая технология, «самоконтроль» и его результат – «самооценка» – описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать» и т.д. Для того чтобы внешняя (учительская, родительская и т.д.) оценка превратилась в самооценку, учеником должны быть поняты и, самое главное, приняты эти правила. Любой оценке (самооценке) предшествует контроль (самоконтроль). При самоконтроле ребенок сам осознает правильность или ошибочность своих действий во время учебного процесса и адекватно оценивает свои учебные достижения, т.е. осуществляет рефлексию. По определению А.В. Хуторского, «рефлексия – мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности – способов её выполнения – возникших проблем и противоречий – анализ действий по их разрешению»

Рефлексия напрямую связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.

Рефлексия бывает:

  • индивидуальная – формирование реальной самооценки
  • за что ты можешь оценить свою работу?
  • беседа с ребенком по результатам самооценки: почему выбран тот или иной уровень?
  • групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи
  • смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)?
  • какую помощь в работе оказал… (имя)?

Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:

  1. Развитие у обучающихся потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
  2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении (т.е. личностных и регулятивных УУД).
  3. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.

В.М. Лизинский пишет, что в конце каждого урока важно не только повторить пройденный материал, но и осуществить рефлексию состояния ученика, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с содержанием урока и той деятельностью, которая коснулась его, либо захватила его, либо он остался совершенно равнодушным и безразличным к происходящему на уроке действу.

Приведем некоторые приемы, организующие рефлексию результатов деятельности ученика на уроке.

  1. Прием «незаконченные предложения». В конце урока подводятся его итоги, каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенных учителем (на доске):

Сегодня Я

  • узнал…
  • научился…
  • понял, что…
  • достиг своей цели:…
  • почувствовал, что…
  • открыл (изучил) новые способы…
  • спроектировал (создал алгоритм) действий…
  • по-новому оценил себя:…
  • помог…•приобрёл опыт…
  • задумался…
  • начал…
  • смог…
  • теперь могу…
  • мне удалось…
  • мне захотелось…
  • мне хочется ещё…
  1. Прием «рефлективные вопросы», с помощью которого можно осознать возникшие в процессе деятельности затруднения и осуществить коррекцию:
  • Какие у вас (у тебя) возникли трудности?
  • Как преодолевали?
  • Что не получилось?
  • Какая нужна помощь?
  • Что делать дальше, чтобы преодолеть возникшие трудности?

На этапе самооценки можно использовать некоторые приемы технологии «развитие критического мышления».

  1. Прием «инсерт». Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учащиеся на листочке условно оценивают свои ответы:
  • «V» – ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
  • «W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный
  • «| » – ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
  • «+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный
  • «0» – не ответил

 

  1. Прием «плюс-минус-интересно»38, который позволит взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
  2. Прием «Да–Нет». В конце урока учащийся дает ответ на вопросы, что поможет ему осознать результаты своей учебной деятельности.
  • Я знаю, ЧТО такое проблема?
  • Мне понятно, КАК искать ответ на поставленный автором вопрос?
  • Я понял, ЧТО ТАКОЕ тезис, аргумент, вывод?
  • Мне понятно, ГДЕ нужно искать ответы, аргументы, примеры? Смогу ЛИ я выстроить аргументацию?
  • Мне понятно, КАК применять полученные знания на других предметах, в жизни?
  • Мне комфортно было общаться (с товарищами, в группе, с учителем и т.д.)?
  • Я оцениваю свою работу на уроке ….
  1. Прием «рефлексивные знания».
  • «Знаю что» (информация о содержании своего знания и незнания);
  • «знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
  • «знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
  • «знаю я» (самоопределение относительно данного знания и соответствующей информации).

Приведенные приемы, однако, не означают, что учащиеся смогут сразу овладеть таким универсальным учебным действием, как самооценка. Формирование его требует значительного времени и усилий со стороны педагога. Предлагаем для формирования умения самооценки воспользоваться алгоритмом, предложенным Д.Д. Даниловым39.

39 Данилов Д. Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). М.: Баласс, 2006. С. 33–35.

  1. Совместная выработка порядка оценивания.

Учащиеся в первую очередь должны быть мотивированы на то, чтобы самим оценивать свою работу. Ученикам необходимо объяснить, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, и не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.

Если дети уже привыкли к ситуации «учитель всегда прав» в выставлении оценок, нужно рассказать, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи. А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.

Учитель может задать им следующие вопросы: «Для чего нужно учиться себя оценивать?», «Только ли во время учебы нужно умение себя оценивать?», «Где еще может пригодиться это умение? Приведите примеры», «С чего нужно начинать оценивать свою работу?..», «Что сделаем после этого?» и т.д.

Далее необходимо обсудить с учащимися новые правила оценивания. Их три.

1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (например, решение тестовых заданий).

2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку. Если ученическая самооценка завышена или занижена, учитель также имеет право ее аргументированно оспорить.

3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.

По результатам обсуждения оформляется алгоритм универсального учебного действия самооценки. Он может выглядеть так:

  • В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
  • Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
  • Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
  • Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
  • По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
  • Критерии выставления оценок есть в старых программах по предметам, но могут быть выработаны педагогическим сообществом или педагогами вместе с детьми в виде практического результата проекта. При этом необходимо помнить, что рано или поздно учащиеся столкнутся с независимой оценкой результатов их учебной деятельности, и слишком большие расхождения между «домашней» и внешней оценкой чреваты психологическими травмами и дезориентацией.
  • Какую сам выставляешь себе отметку?

 

  1. Действия при подготовке к урокам, на которых будет развиваться умение самооценки

Планируя урок, на котором будет развиваться умение самооценки, учитель должен учитывать, что некоторое (а иногда и довольно продолжительное) время уйдет на формирование у учеников этого УУД, и отбирать минимум содержания учебного материала. При сформированности умения оценивать себя затраченное время будет компенсировано. Далее необходимо заранее выбрать этап для использования алгоритма самооценивания. Задание, после выполнения которого ученику будет предложено оценить себя, не должно быть сложным.

  1. Действия по развитию у учеников умения самооценки

Первый опыт самооценки следует доверить наиболее подготовленным учащимся (не более 2-3 на одном уроке). При этом они могут пользоваться алгоритмом самооценивания, и учитель помогает им, задавая нужные вопросы. В это время другие ученики наблюдают за этим процессом, могут задавать вопросы, если им что-то непонятно. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса. Далее вопросы могут не проговариваться – учащиеся должны сами себе их задавать. Когда они начинают оценивать себя, не глядя на схему, педагог может ее убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки можно считать сформированным.

  1. Действия при сформированном умении самооценки.

Если ученики успешно справляются с самооцениванием, учитель, планируя урок, перестает сокращать учебный материал, поскольку становится необязательным подробно проговаривать все этапы этого действия. Учащиеся получают право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя. Если оценка учителя и ученика различны, следует согласовать позиции, вновь обратившись к алгоритму.

Для успешного формирования умения оценивать свои учебные достижения эта работа должна проводиться регулярно, систематически и целенаправленно. Учителя начальной школы, работая с первоклассниками на безотметочной основе, приучают их соотносить результаты своей деятельности с понятными детям критериями, которых не должно быть много.

Таким образом, идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

Типичные ошибки

  1. Отождествление понятий «оценка» и «отметка». Отметка формализована в цифрах от 1 до 5 (в некоторых ОУ принята другая шкала, что не меняет сути).
  2. На первом этапе отработки нового материала учитель планирует на урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на самооценку.
  3. Учитель пропускает обучающий этап проговаривания самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму.
  4. В 1–2 классах учитель требует весь алгоритм самооценки (5 пунктов).
  5. Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока они не преодолеют психологический барьер.
  6. Авторитарная позиция учителя. Далеко не все ученики готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается

 

Методические рекомендации для педагогических чтений составлены методистом Е.Алюковой по пособию  автора-составителя: С.В. Галян, научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий СурГПУ Рецензент: О.В. Алексеева, к.п.н., доцент

Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

 

 

2 Комментариев

    Наталья

    11.04.2024 в 10:43 дп
    Ответить

    Очень полезная информация спасибо

    Лия

    23.04.2024 в 12:49 пп
    Ответить

    Полученная информация очень полезна, всё в системе, многими приёмами пользуюсь, применяю на уроках.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.