«Краеведение – важнейший ресурс формирования патриотизма и гражданственности школьников»

На современном этапе образования уделяется большое внимание краеведческой работе, т.к. она является составной частью гражданско-патриотического воспитания. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Детям свойственно чувство гордости за свой край. Ребята часто стремятся обосновать патриотизм какими-либо сведениями о примечательных событиях из его истории. Одним из наиболее действенных средств решения проблемы приобщения учащихся к истории и культуре своего народа, своей родины является включение самого ребенка в процесс самостоятельного поисково-творческого их изучения.

4 марта  в Краеведческом музее МБУК «Дом ремёсел» г.о. Похвистнево прошёл районный семинар «Краеведение – важнейший ресурс формирования патриотизма и гражданственности школьников». В работе семинара приняли участие учителя истории, члены методического объединения учителей истории м.р. Похвистневский, которые являются также педагогами дополнительного образования ЦВР «Эврика» – филиала ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск, руководителями школьных музеев, детских краеведческих объединений.

Музейной и исследовательской работой поделились учителя истории, педагоги дополнительного образования: И.В. Горячева (ГБОУ ООШ с. Красные Ключи), Ю.В. Душаев (ГБОУ СОШ с. Большой Толкай), А.П. Паторова (ГБОУ СОШ с. Староганькино), Р.Н. Алтынбаева (ГБОУ СОШ с. Новое Мансуркино), В.Е. Четыркина (ГБОУ СОШ им. Н.Т. Кукушкина с. Савруха), И.В. Гладкова (ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского  с. Подбельск)  и В.М. Тимошкина,  заместитель директора  по воспитательной работе ГБОУ ООШ с. Малый Толкай. В своих выступлениях краеведы отметили большую роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Пополняя музейные фонды, ученики провели интересные исследования по истории сёл, церквей на территории поселений, родословных, по изучению жизни, деятельности и творчества знаменитых земляков.

В.М. Тимошкина презентовала сборник самостоятельных исследовательских работ юных малотолкайских краеведов. В нём представлены исследования по истории семьи и села, жизни и культуре мордвов-эрзя, проживающих на территории поселения.

Современные технологии также нашли отражение в работе семинара. В.Е. Четыркина представила мастер-класс по организации исследовательской деятельности учащихся с использованием ЦОР «Живая Родословная».  Особенностью программы является чрезвычайная лёгкость, с которой можно создавать очень сложные родословные, включающие иллюстративные материалы и различные комментарии. Учебно-методический комплект по структуре фамильного дерева «Живая Родословная» позволяет организовать проектную деятельность учащихся на разных ступенях школы и в рамках различных предметных областей.

И.В. Гладкова провела мастер-класс по работе с электронным пособием по культуре Самарской области. Пособие поможет учителям и ученикам в изучении культуры  региона. Оно соответствует историко-культурному стандарту и актуально на современном этапе изучения истории.

Председатель методического краеведческого объединения рассказала  о краеведении в системе дополнительного образования детей. Затем обратилась к учителям-краеведам района продолжить работу по реализации проекта «Виртуальный музей м.р. Похвистневский», попросила дополнять данный электронный ресурс материалами из истории сёл района.

В работе семинара приняла участие  Т.П. Потапова, методист краеведческого музея МБУК «Дом ремёсел» г.о. Похвистнево. Она поделилась с учителями опытом по работе с родословными, историей семьи, а также рассказала, как правильно организовать работу. Татьяна Петровна провела небольшую экскурсию в музее, представила экспозицию местного художника В. Жукова.

Все выступающие пришли к единому мнению, что краеведение, как никакая другая дисциплина, сокращает разрыв между историей государства и историей отдельной личности, воспитывает причастность к делам наших предков, заставляет задуматься о нашем прошлом и настоящем через поиск, исследование,  изучение родного края, через познание своих корней, неразрывных связей с предшествующими поколениями.

 

Н.А. Егорова, методист ЦВР «Эврика» филиала

ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.